Бюрократия считается одной из основных проблем в сфере российского образования. Она связана с тяжелыми и сложными процедурами, многочисленными отчетами, согласованиями, инструкциями, требованием всё оформить документально на случай многочисленных проверок, разработать самостоятельно в соответствии с теми или иными уже существующими нормами и т.д., которые отнимают время и энергию учителей и школьной администрации. Бюрократизация снижает эффективность образовательной системы и препятствует развитию творческого подхода в учебном процессе. ФЗ «Об образовании в РФ», принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, в этом плане оказался крайне неудачным, дав мощный толчок бюрократизации школы. По мнению экспертов одним из основных источников бюрократизации в школе является недостаток доверия к учителям. На фоне растущих требований к качеству образования учеников и контроля за содержанием образовательного процесса, администрация школы и руководство образовательной системы зачастую разрабатывают детальные инструкции, которые ограничивают свободу преподавателей. Учителя лишаются возможности самостоятельно принимать решения и экспериментировать с новыми методами обучения. Еще одной причиной бюрократизации в школе является необходимость соблюдения различных формальностей. Для многих учителей такие формальные требования становятся приоритетом, что приводит к утрате основной цели образования - развития учащихся. Что же делать?
Первое, что следует сделать, это повысить доверие к учителям и дать им больше свободы в принятии решений. Руководство школы и системы образования должны позволить учителям самостоятельно выбирать методы и формы обучения, которые наиболее подходят для их учеников. Вторым способом борьбы с бюрократизацией является упрощение формальностей и процедур. Нередко бюрократизация проявляется в чрезмерном количестве документов, отчетов и проверок. Сокращение количества бумажной работы может позволить учителям больше времени уделять непосредственной образовательной деятельности.
Сокращение бюрократии требует активного взаимодействия и сотрудничества между учителями, руководством школы и образовательными организациями. Учителя должны быть вовлечены в принятие решений и разработку политики школы. Только так можно достичь значительного сокращения бюрократии и создать условия для эффективного образования. В итоге, бюрократизация в школе и учительском труде может быть преодолена путем повышения доверия, упрощения процедур, пересмотра оценочной системы и развития сотрудничества. Важно помнить, что образование должно быть нацелено на развитие учеников, а не на соблюдение формальностей. Поэтому борьба с бюрократизацией - важный шаг к улучшению образования. Принятые поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что учителя не обязаны более готовить отчеты за пределами перечня, утвержденного Министерством просвещения России, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде.
Приказом Министерства просвещения от 21 июля 2022 года №582 перечень необходимой для заполнения учителем документации ограничен пятью пунктами:
1) рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
2) журнал учета успеваемости;
3) журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
4) план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководителя);
5) характеристика на обучающегося (по запросу).
Для заполнения учителем оставлен только необходимый перечень документов, который напрямую связан с осуществлением образовательного процесса. Ведение остальной документации в школах должно быть возложено на административных работников. Эти изменения по мнению авторов документа позволят максимально снизить бюрократическую нагрузку на педагогов. Введение дополнительного перечня документации для заполнения учителем возможно на уровне региона только по согласованию с Министерством просвещения России.
Необходимо, чтобы данный перечень соблюдался в каждой образовательной организации с 1 сентября 2023 г. наперекор многочисленным скептикам. Памятка учителю по противодействию бюрократизации.
Информация о противодействии бюрократизации на сайте министерства образования Чувашии
Горячая линия Минобразования Чувашии по вопросам документационной нагрузки учителей |
(8352) 56-53-85 |
obrazov_upr_nadzor@cap.ru |
|