Бюрократия считается одной из основных проблем в сфере российского образования. Она связана с тяжелыми и сложными процедурами, многочисленными отчетами, согласованиями, инструкциями, требованием всё оформить документально на случай многочисленных проверок, разработать самостоятельно в соответствии с теми или иными уже существующими нормами и т.д., которые отнимают время и энергию учителей и школьной администрации. Бюрократизация снижает эффективность образовательной системы и препятствует развитию творческого подхода в учебном процессе. ФЗ «Об образовании в РФ», принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, в этом плане оказался крайне неудачным, дав мощный толчок бюрократизации школы. По мнению экспертов одним из основных источников бюрократизации в школе является недостаток доверия к учителям. На фоне растущих требований к качеству образования учеников и контроля за содержанием образовательного процесса, администрация школы и руководство образовательной системы зачастую разрабатывают детальные инструкции, которые ограничивают свободу преподавателей. Учителя лишаются возможности самостоятельно принимать решения и экспериментировать с новыми методами обучения. Еще одной причиной бюрократизации в школе является необходимость соблюдения различных формальностей. Для многих учителей такие формальные требования становятся приоритетом, что приводит к утрате основной цели образования - развития учащихся. Что же делать?
Первое, что следует сделать, это повысить доверие к учителям и дать им больше свободы в принятии решений. Руководство школы и системы образования должны позволить учителям самостоятельно выбирать методы и формы обучения, которые наиболее подходят для их учеников. Вторым способом борьбы с бюрократизацией является упрощение формальностей и процедур. Нередко бюрократизация проявляется в чрезмерном количестве
... Читать дальше »